В конце декабря 2022 года был принят Федеральный закон № 536-ФЗ, который устанавливает новые правила и сроки для получения и использования электронных подписей в России. Ознакомьтесь с ключевыми изменениями и процедурой получения электронной подписи от ФНС.
Cодержание
В конце декабря 2022 года был принят Федеральный закон № 536-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который устанавливает новые правила и сроки для получения и использования электронных подписей в России. Одним из ключевых изменений является то, что с 1 сентября 2024 года электронные подписи для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей будут выдавать только Федеральная налоговая служба (ФНС).
Изменения в 2023 году
Согласно новому законодательству, сотрудники юридических лиц, у которых электронные подписи были выданы до 31 августа 2023 года, могут продолжать использовать их для подписания документов до 1 сентября 2024 года. Однако, начиная с 1 сентября 2023 года, все остальные сотрудники должны получить квалифицированные электронные подписи физических лиц (КЭП) и машиночитаемые доверенности (МЧД).
Индивидуальные предприниматели и руководители организаций, в свою очередь, продолжат использовать усиленные квалифицированные электронные подписи (УКЭП), которые выдаются налоговой службой. УКЭП равнозначна рукописной подписи и имеет юридическую значимость.
Выдача электронных подписей
С 1 сентября 2024 года коммерческие удостоверяющие центры перестанут выдавать сертификаты подписи для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Выдачей электронных подписей для этих категорий займется только ФНС и ее доверенные лица.
Для перевыпуска сертификата УКЭП удаленно необходимо иметь действующий сертификат УКЭП ФНС и заполнить соответствующее заявление в личном кабинете ФНС. В этом случае новый сертификат будет выпущен, а старый автоматически аннулируется.
Также закон предусматривает возможность получения электронной подписи с использованием биометрии в соответствии со статьей 18 63-ФЗ.
Получение электронной подписи
Для получения электронной подписи физического лица (ЭП) можно обратиться в аккредитованные удостоверяющие центры, которые предоставляют данную услугу. Для получения подписи юридического лица или индивидуального предпринимателя следует обратиться к УЦ ФНС или его доверенному лицу.
УЦ «Основание» (АО «Аналитический Центр») является одним из аккредитованных удостоверяющих центров и доверенным лицом УЦ ФНС. Он осуществляет выдачу электронных подписей физическим лицам, сотрудникам компаний, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.
Для оформления ЭП необходимо заполнить соответствующую форму, указав категорию получателя подписи, ФИО, ИНН, выбрать тариф, указать контактные данные и регион.
После отправки заявки специалист УЦ «Основание» свяжется с заявителем в течение 1 рабочего часа для консультации и дальнейших инструкций. Стоимость электронной подписи будет рассчитана сотрудником УЦ в зависимости от выбранного тарифа.
Дополнительные услуги
Помимо получения электронной подписи, пользователи могут воспользоваться дополнительными услугами, предоставляемыми удостоверяющими центрами. Полный перечень услуг можно узнать на сайте УЦ.
Важно отметить, что использование электронной подписи является важным инструментом для обеспечения безопасности и юридической значимости электронных документов. Новые изменения в законодательстве направлены на усовершенствование системы электронных подписей и обеспечение их выдачи только квалифицированными удостоверяющими центрами.