Узнайте о налогообложении компенсаций за снос строений в России. Выкуп или компенсация - какие способы оформления отношений с владельцами строений подлежащих сносу? Как осуществляется налогообложение при выкупе и компенсации? Узнайте все детали в данной статье.
Cодержание
Юридическая квалификация отношений
В соответствии со статьей 239 Гражданского кодекса РФ, если изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд невозможно без прекращения права собственности на здание или другое недвижимое имущество на этом участке, оно может быть изъято у собственника путем выкупа государством. Порядок выкупа земельных участков под новое строительство организациями в Гражданском кодексе РФ не оговорен, и в этом случае строительные организации "выстраивают" отношения с владельцами строений, подлежащих сносу.
На практике встречаются два способа оформления отношений с владельцами строений, подлежащих сносу: выкуп и компенсация. В случае выкупа, строительная компания становится полноправным владельцем здания, а в случае компенсации ограничивается лишь выплатой денежной компенсации без оформления права собственности. Иногда компания может предложить владельцу новое жилье в качестве компенсации за снос дома.
![Уточнили порядок налогообложения компенсации за снос имущества](https://www.buhsoft.ru/images/news/3084/snos-compressor.jpg)
Налогообложение при выкупе
Понятие выкупа в действующем гражданском законодательстве не встречается, однако на практике часто понимается как возмездная передача имущества в собственность другому лицу. В случае выкупа строительной компанией здания, договор выкупа подлежит государственной регистрации и вступает в силу только после такой регистрации. До момента государственной регистрации перехода права собственности, строительная компания не вправе снести здание, согласно разъяснению Пленума ВАС РФ от 25 февраля 1998 года.
В случае выкупа здания, строительная компания становится полноправным владельцем, и налогообложение выплаты осуществляется по общим правилам налогообложения приобретения недвижимости.
![Компенсации за снос строений](https://www.glavbukh.ru/images/imgmail/index-page-block__content-logo.png)
Налогообложение при компенсации
Судебное решение в Санкт-Петербурге подтвердило, что компенсации за снос дома не подлежат налогообложению. Решение было принято в пользу россиянки, которой Федеральная налоговая служба пыталась взыскать налог на компенсацию за снос дома. Суд указал, что компенсационные выплаты не являются экономической выгодой, подлежащей налогообложению.
Международный инспекция ФНС России обратилась в суд первой инстанции с иском к налогоплательщику о взыскании задолженности по налогу на доход, не удержанной налоговым агентом. Однако суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований, так как выплаты были признаны компенсационным характером, не подлежащим налогообложению.
Однако, стоит отметить, что позиции налоговых органов и Минфина по этому вопросу могут различаться. Согласно одной позиции, компенсации за снос подлежат налогообложению в качестве внереализационных доходов. В то же время, по другой позиции, компенсации не включаются в доходы и не облагаются налогом.
См. также
Вывод
Компенсации за снос строений могут осуществляться через выкуп или компенсацию. При выкупе здания налогообложение выплаты осуществляется по общим правилам налогообложения приобретения недвижимости. Однако, компенсации за снос дома не подлежат налогообложению, согласно решению суда в Санкт-Петербурге. При возникновении спорных вопросов по налогообложению компенсаций рекомендуется обратиться к судебной практике и разъяснениям налоговых органов.
![Когда владельцам заводов надо заплатить за снос жилых домов по соседству :: РБК Pro](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/8/45/756716080367458.jpg)
Что нам скажет Википедия?
Программа реновации жилья в Москве — программа правительства Москвы, направленная на улучшение жилищных условий жителей, снос малоэтажного жилого фонда, построенного в 1957—1968 годах.
Программа рассчитана на 15 лет, по результатам голосования москвичей в неё войдёт более 5 000 домов. По сообщению Министра Правительства Москвы, руководителя столичного Департамента городского имущества Максима Гамана, на 15 июля 2021 года, Молжаниновский район стал первым районом столицы где завершилась программа реновации, были расселены все дома, вошедшие в данную программу. В дальнейшем, принципы реновации вошли в обновлённую редакцию Градостроительного кодекса РФ.
Массовое расселение и снос пятиэтажных домов периода раннего панельного домостроения было начато мэром Москвы Юрием Лужковым в 1990-х годах и велось в рамках «Программы комплексной реконструкции районов пятиэтажной застройки первого периода индустриального домостроения». В рамках лужковской программы до 2010 года планировалось расселить и снести 1 722 дома так называемых «сносимых серий» К-7, II-32, II-35, 1МГ-300, 1605-АМ и их модификаций. Работы велись частными девелоперами по инвестиционным контрактам с городом. Принятые в 2007 году поправки в Земельный кодекс затруднили работу подрядчиков, обязав их проходить конкурсные процедуры для получения участков, а из-за финансового кризиса 2008—2010 годов многие строители не смогли выполнить обязательства перед городом. В итоге московские власти приняли решение завершить программу силами городского бюджета. На начало 2017 года в рамках лужковской программы оставалось снести 71 дом в СВАО, ВАО, ЮЗАО, ЗАО и СЗАО.
Вопрос продолжения сноса ветшающего панельного жилого фонда был вновь поднят в феврале 2017 года на заседании совета муниципальных образований Москвы с участием Сергея Собянина. 13 февраля необходимость новой программы, включающей серии, ранее признанные «несносимыми», обсудили депутаты Московской городской думы, а 17 февраля с этим предложением к мэру обратились члены Общественной палаты города Москвы. На встрече с Собяниным 21 февраля 2017 года Владимир Путин поручил московскому градоначальнику продолжить расселение пятиэтажных домов. Собянин указал, что возможности городского бюджета позволяют городу начать новую программу, посетовал на сложности, с которыми городские власти столкнулись при реализации лужковской программы. Мэр отметил, что действовавшее гражданское и градостроительное законодательство ограничивали возможность расселения неаварийных домов и попросил президента посодействовать в изменении нормативной базы.