В данной статье рассматриваются две запутанные ситуации по отражению расходов по подстатьям КОСГУ. В первой ситуации рассматриваются расходы на приобретение и установку системы оповещения в здании, а во второй - расходы на создание резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Узнайте, как правильно отразить данные расходы и учесть их по соответствующим статьям и подстатьям КОСГУ.
Cодержание
Ситуация 1: Расходы на приобретение и установку системы оповещения в здании
Вопрос: По какой статье (подстатье) КОСГУ в 2022 году следует отразить расходы на приобретение и установку системы оповещения в здании, которое находится в эксплуатации? Первичные документы контрагентом пока не предоставлены. Учреждение планирует учитывать систему оповещения в качестве самостоятельного инвентарного объекта.
Решение: В данной ситуации, в зависимости от предоставленных документов, расходы могут быть отражены по разным статьям (подстатьям) КОСГУ.
- Если контрагент предоставит один "закрывающий" документ, то расходы на приобретение и установку системы оповещения следует отразить по статье 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ.
- Если контрагент предоставит отдельные первичные документы, то рекомендуется разделить расходы по следующим статьям (подстатьям) КОСГУ:
- Статья 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ - расходы на приобретение системы оповещения.
- Подстатья 228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений" КОСГУ - расходы на установку системы оповещения.
Обоснование: В соответствии с Порядком N 209н, организации бюджетной сферы должны руководствоваться им при отнесении расходов на соответствующие статьи и подстатьи КОСГУ. Система оповещения и управления эвакуацией людей (СОУЭ) является комплексом организационных мероприятий и технических средств, предназначенных для своевременного сообщения людям информации о возникновении пожара и необходимости эвакуации (согласно п. 2.5 приказа МЧС РФ от 25.03.2009 N 173, письмо МЧС России от 17.02.2017 N 19-16-302).
Согласно п. 45 Инструкции N 157н, такие системы, включая систему оповещения, являются составной частью здания и не считаются отдельными инвентарными объектами. Однако, согласно письму Минфина России от 16.05.2019 N 02-05-10/35563, в некоторых случаях возможно учесть единую систему оповещения как отдельное основное средство, согласно положениям учетной политики учреждения. В таком случае, следует учитывать возможные споры с контролирующими органами.
В рассматриваемой ситуации, учреждение приняло решение учитывать систему оповещения как самостоятельный инвентарный объект.
Ситуация 2: Расходы на создание резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций
Вопрос: На какой КВР и какую подстатью КОСГУ муниципальному казенному учреждению отнести расходы на создание резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций?
Решение: Расходы на создание резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций следует отразить по коду вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" в увязке с подстатьей 346 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов" КОСГУ.
Обоснование: При отнесении расходов на коды бюджетной классификации учреждения бюджетной сферы должны руководствоваться Порядком N 82н. Подгруппа 230 этого порядка детализирует элементы видов расходов 231 и 232, которые относятся к закупке товаров, работ и услуг в целях формирования государственного материального резерва. Код вида расходов 231 применяется только для расходов федерального бюджета, а код 232 - для расходов федерального бюджета и бюджетов РФ на закупку товаров, работ и услуг для формирования резервов материальных ресурсов.
Государственный материальный резерв формируется в соответствии с Федеральным законом от 29.12.1994 N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве", а резервы материальных ресурсов создаются, хранятся, используются и восполняются в соответствии с Законом N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Таким образом, органы местного самоуправления имеют право самостоятельно создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках решения вопросов местного значения.