Узнайте о важных изменениях по взносам на обязательное страхование в 2015 году. Повышение предельной величины базы для начисления взносов, зачет платежей между фондами, упрощение процедуры зачета и возврата излишне уплаченных взносов. Больше информации на Бух-в-помощь.
Cодержание
- Введение
- Повышение предельной величины базы для начисления страховых взносов на пенсионное страхование
- Изменения в расчете страховых взносов на обязательное медицинское страхование
- Неокругление суммы страховых взносов
- Зачет платежей между внебюджетными фондами
- Электронное подача заявления о зачете или возврате суммы излишне уплаченных взносов
- Отсрочка или рассрочка погашения задолженности по страховым взносам
- Изменения в проведении выездных проверок
- Изменения в страховых взносах на ОПС
- Отмена обязанности уведомлять фонды о создании или закрытии обособленного подразделения
- Заключение
Введение
С 1 января 2015 года в порядок уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды внесены ряд изменений. Эти изменения затрагивают ряд аспектов обязательного страхования, включая страховые взносы на пенсионное и медицинское страхование, зачет платежей между фондами, процедуру зачета и возврата излишне уплаченных взносов, а также сроки и порядок проведения выездных проверок.
Повышение предельной величины базы для начисления страховых взносов на пенсионное страхование
В 2015 году предельная величина базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование повышается до 711 тысяч рублей. Это увеличение предельной величины базы с 624 тысяч рублей, которая была установлена в предыдущем году.
Изменения в расчете страховых взносов на обязательное медицинское страхование
С 1 января 2015 года при расчете страховых взносов на обязательное медицинское страхование организации и индивидуальные предприниматели уже не учитывают предельную величину базы для начисления взносов. Теперь страховые взносы на обязательное медицинское страхование начисляются со всей суммы выплат и вознаграждений физическим лицам.
Неокругление суммы страховых взносов
С 1 января 2015 года сумма страховых взносов, подлежащая перечислению в соответствующий внебюджетный фонд, не округляется. Это означает, что сумма страховых взносов определяется точно в рублях и копейках.
Зачет платежей между внебюджетными фондами
С 1 января 2015 года стал возможным зачет платежей между внебюджетными фондами. Теперь плательщик страховых взносов может зачесть излишне уплаченные суммы взносов по одному виду страхования в счет предстоящих платежей по другому виду страхования. Например, переплату по взносам в Пенсионный фонд можно направить в счет погашения долга по взносам в Фонд обязательного медицинского страхования.
Электронное подача заявления о зачете или возврате суммы излишне уплаченных взносов
С 2015 года заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов можно подавать не только в письменной форме, но и в форме электронного документа. Это упрощает процедуру предоставления таких заявлений и ускоряет их рассмотрение.
Отсрочка или рассрочка погашения задолженности по страховым взносам
Для плательщиков, не имеющих возможности своевременно уплатить страховые взносы, предусмотрена отсрочка или рассрочка погашения имеющейся задолженности. Отсрочку или рассрочку на срок не более 1 года могут получить организации с сезонным характером работ, компании, пострадавшие от стихийного бедствия, а также в отдельных случаях - бюджетные организации.
Изменения в проведении выездных проверок
С 2015 года изменился порядок проведения выездных проверок. Теперь срок проверки может быть продлен до четырех или шести месяцев при наличии определенных оснований, таких как непредставление затребованных документов в срок, наличие нескольких обособленных подразделений у организации, информация о нарушениях законодательства о взносах полученная из правоохранительных органов, а также форс-мажорные обстоятельства на территории, где проводится проверка.
Изменения в страховых взносах на ОПС
С 2015 года страховые взносы на обязательное социальное страхование начисляются на выплаты всем временно пребывающим на территории РФ лицам независимо от продолжительности трудовых отношений.
Отмена обязанности уведомлять фонды о создании или закрытии обособленного подразделения
С 2015 года отменена обязанность уведомлять внебюджетные фонды о создании или закрытии обособленного подразделения, а также о реорганизации или ликвидации организации. Также отменены отчисления с заработной платы в 2015 году.
Заключение
Внесенные изменения в порядок уплаты страховых взносов на обязательное страхование в 2015 году влияют на ряд аспектов этой системы. Повышение предельной величины базы для начисления взносов, зачет платежей между фондами, изменения в расчете и уплате страховых взносов, а также упрощение процедуры зачета и возврата излишне уплаченных взносов - все это вносит изменения в работу организаций и индивидуальных предпринимателей, связанных с уплатой страховых взносов на обязательное страхование.
Что нам скажет Википедия?
С 1 января 2015 года в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 424-ФЗ "О накопительной пенсии" трудовая пенсия по старости назначается по новой пенсионной формуле.
Новая формула предусматривает измерение страховой пенсии в пенсионных коэффициентах, учитывающих стаж, размер заработка и возраст выхода на пенсию.
Годовой пенсионный коэффициент — это инструмент, позволяющий оценить каждый год трудовой деятельности гражданина.
Он равен отношению суммы уплаченных работодателем (работодателями) страховых взносов на формирование страховой части пенсии по выбранному гражданином тарифу 10 % или 16 %, к сумме страховых взносов с максимальной взносооблагаемой по закону заработной платы, уплачиваемых работодателем по тарифу 16 %, умноженной на 10:
Особый годовой коэффициент будет присваиваться за периоды, когда гражданин не работал из-за военной службы по призыву или из-за ухода за ребёнком, ребёнком-инвалидом, гражданином старше 80 лет.
Граждане 1967 года рождения и младше могли до 31 декабря 2015 года выбрать один из двух вариантов пенсионного обеспечения:
В правительстве РФ осенью 2015 года шли активные дискуссии о продлении срока выбора, однако 23 декабря вице-премьер Ольга Голодец объявила о том, что в "правительстве принято решение придерживаться действующего законодательства". После этой новости действующие на российском рынке представители негосударственных пенсионных фондов констатировали ажиотажный спрос на перевод пенсионных накоплений из государственного фонда, который превысил существовавшие у них бизнес-планы.
Меры, предложенные в Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, разработанной Минтрудом России, были направлены на приведение в соответствие пенсионных прав самозанятых граждан правам наёмных работников. В частности, они предполагали постепенное повышение страховых выплат самозанятых граждан (для обеспечения приемлемой по размеру пенсии необходимы отчисления в размере 7000 — 8000 руб.). Однако, по факту, увеличение размеров страховых выплат отрицательно сказывалось на финансовом положении большого числа самозанятых работников с невысокими доходами.
30 сентября 2013 года Правительство России решило, что пенсионные накопления граждан за 2014 год, поступающие в Пенсионный фонд РФ и Негосударственные Пенсионные Фонды (НПФ), будут направлены в распределительную систему. Предполагалось, что НПФ смогут работать с накоплениями после прохождения процедуры акционирования и вступления в систему страхования накоплений.
В июне 2014 года министр финансов РФ Антон Силуанов открыто признал, что денег на возврат накоплений НПФ у правительства нет, эти деньги пошли "на Крым" и принятие антикризисных мер.
В конце 2014 года был принят закон, продлевающий "пенсионный мораторий" на 2015 год, а в сентябре 2015 года — аналогичный закон на 2016 год. В марте 2016 года рассматривались варианты очередного продления пенсионного моратория; в конце августа того же года Ольга Голодец объявила, что правительство решило продлить "заморозку пенсионных накоплений" и на 2017 год.
В декабре 2017 года Владимир Путин подписал закон о продлении пенсионного моратория до 2020 года.
Пенсионная реформа стала одной из тем, по которой разошлись оценки между членами правительства. Представители министерств экономики, экономического развития, финансов и первый вице-премьер Игорь Шувалов неоднократно выступали за сохранение накопительной части пенсии и против "пенсионного моратория" на 2014—2015 гг. Представители министерства труда и вице-премьер Ольга Голодец, напротив, выступали за "заморозку" пенсионных накоплений и дальнейшее формирование накопительной части пенсии только на добровольной основе.
Также разошлись мнения среди экспертов и политиков. Среди сторонников реформы активно выступали депутаты ГД Андрей Исаев и Оксана Дмитриева, среди противников — экс-министр финансов Алексей Кудрин.
Ключевым аргументом сторонников реформы является низкая доходность накопительной части пенсионной системы в РФ. Противники реформы аргументируют её необходимость сложными демографическими условиями, которые возникнут в начале 2020-х, и необходимостью наличия "длинных денег" в экономике.