Узнайте, что считает Конституционный Суд о выплате компенсации за задержку зарплаты и других выплат. Решение КС влияет на трудовое законодательство и защищает интересы работников. Узнайте о важном постановлении Конституционного Суда и его влиянии на трудовые отношения. Читайте подробности на Бух-в-помощь.
Cодержание
В 2023 году Конституционный Суд Российской Федерации вынес Постановление № 16-П, которое имеет важное значение для работников и работодателей в отношении выплаты компенсации за задержку зарплаты и других выплат, причитающихся работнику. Это решение вызвало разные мнения экспертов и оказало влияние на трудовое законодательство.
Суть дела и вывод КС
Одно из дел, рассмотренных Конституционным Судом, касалось спора между работником и работодателем по поводу задержки выплаты зарплаты и других причитающихся выплат. Суд рассмотрел аргументы сторон и вынес решение, которое можно сформулировать следующим образом: если была задержана любая выплата по любой причине, независимо от оспариваемой суммы или начисления, работодатель обязан выплатить проценты (денежную компенсацию) за нарушение установленных сроков выплаты зарплаты и других выплат.
Таким образом, решение Конституционного Суда сделало акцент на защите интересов работников, рассматривая их как более слабую сторону в спорах с работодателями. Это усилило подход Трудового кодекса РФ по поддержанию прав работников и обязательств работодателей в сфере выплаты зарплаты и других причитающихся выплат.
Дело Игоря Сергеева и его иск
Для более наглядного примера можно рассмотреть дело Игоря Сергеева, который работал менеджером контрольно-ревизионного отдела в ПАО "Иркутскэнерго". В 2020 году его уволили в связи с сокращением численности работников организации. Сергеев обратился в суд, потребовав восстановления на работе, выплаты компенсации морального вреда и других причитающихся выплат.
Суд частично удовлетворил иск Сергеева и взыскал с работодателя сумму индексации зарплаты, вознаграждение за выслугу лет, денежные средства за время командировок и проценты (денежную компенсацию) за задержку выплаты зарплаты и других выплат. Однако решение было обжаловано в апелляционной и кассационной инстанциях, которые вернули дело на новое рассмотрение.
При повторном рассмотрении дела, суд также удовлетворил иск частично, восстановив Сергеева на работе и взыскав причитающиеся ему выплаты согласно расчету, включая проценты за задержку выплаты зарплаты и других выплат.
См. также
Необходимость изменений в законодательстве
На основании постановления Конституционного Суда, Минтруд предложил внести изменения в Трудовой кодекс РФ, чтобы работник мог получать компенсацию даже в случае, когда заработная плата неправомерно не была начислена работодателем. В настоящее время компенсация полагается только за каждый день просрочки выплат. Предлагается установить правовой механизм взыскания процентов за задержку выплат, когда они не были начислены своевременно.
Это расширение гарантий для работников, которые не получили своевременно причитающиеся выплаты, например, в случае восстановления на работе по решению суда. В настоящее время работодатель обязан выплатить только задолженность по заработной плате, но не компенсацию за задержку других сумм, которые не были начислены.
Однако эксперты отмечают, что необходимо проработать и механизм защиты работодателей от недобросовестных работников, чтобы малый бизнес не пострадал от неправомерных требований. Это важно для балансировки интересов работников и работодателей и поддержания правовой справедливости.
Заключение
Решение Конституционного Суда РФ о выплате компенсации за задержку зарплаты и других выплат имеет важное значение для трудовых отношений. Суд усилил подход Трудового кодекса РФ по защите интересов работников и обязательствам работодателей. Внесение изменений в законодательство позволит работникам получать компенсацию даже в случае неправомерного не начисления выплат. Однако необходимо обеспечить механизм защиты работодателей от недобросовестных требований, чтобы сохранить баланс интересов и поддержать малый бизнес.
Что нам скажет Википедия?
В отличие от всех предыдущих премьер-министров Ющенко вёл себя довольно независимо по отношению к президенту Кучме и проводил (в первую очередь в области экономики) достаточно новаторскую политику:
- первым шагом Ющенко был отказ от практики использования «краткосрочных кредитов, взятых у коммерческих банков» для бюджетных выплат зарплат и пенсий — то есть бюджет был сбалансирован, что позволило сэкономить весьма значительные средства на выплате процентов за краткосрочные кредиты. На Украине до КабМина Ющенко такие кредиты брались под «около 70 % годовых» — идеологом такого «наполнения госбюджета» был вице-премьер по экономике С. Тигипко (совладелец «ПриватБанка»; вице-премьер по экономике с апреля 1997 в КабМинах Пустовойтенко и Кинаха; а в КабМине Ющенко отработал четыре месяца министром экономики, уволен в апреле 2000);
- вторым источником дополнительных средств стало упорядочение платежей в топливно-энергетическом комплексе (что осуществила вице-премьер Ю. Тимошенко);
- третьим важным источником было выведение из тени уплаты налогов крупным бизнесом.
За время когда Ющенко был премьер-министром:1) В области производства:
- 2) В социальной сфере:
Однако зарплаты и пенсии оставались нищенскими (порядка 50 дол. в месяц — средние зарплаты; 25 дол. — средние пенсии). Также в начале своей деятельности (с апреля 2000 года) КабМин Ющенко повысил в два раза тарифы на квартплату.